Ликбез по перкуссии, часть 1
Человечество за время своего существования придумало огромное количество разнообразных перкуссионных инструментов: всевозможные барабаны, бубны, трещотки, колокольчики и более сложные механизмы. В ход шли любые предметы, которые издавали звук, если по ним постучать или потрясти: деревянные ящики, бочки из-под моторного масла и даже стиральные доски. Всё многообразие этих инструментов невозможно уместить в одной статье, поэтому рассмотрим наиболее популярные варианты.
Этот барабан родом из Западной Африки. Форма корпуса напоминает гигантский кубок с мембраной на широкой стороне. Играют на нём сидя, зажав джембе ногами, либо стоя, если инструмент оборудован наплечным ремнём. Изготавливается из различных материалов – помимо традиционной древесины, часто можно встретить пластиковые джембе, они прочнее, долговечнее, и не зависят от перепада температур. Мембраны изначально делались из коровьей кожи, но сейчас распространены и синтетические пластики. Аналогичная ситуация и с системой настройки натяжения мембраны – традиционная верёвочная система дополнилась более практичной механической.
Кабасы – афро-бразильские инструменты, представляющие собой нечто среднее между маракасом и шейкером. Конструктивно это металлический цилиндр с насечками, на который надеты несколько колец с нанизанными на них шариками. Если кабасу потрясти, то она издаёт звук, похожий на маракас, а если покрутить – то получится металлический дребезг, похожий на звук, издаваемый гремучей змеёй. Раньше кабасы делали из высушенных тыкв (cabaza – тыква на галисийском языке), наполненных бисером.
Кахон – инструмент из Перу, который в умелых руках способен заменить целую ударную установку. Имеет массу разновидностей, некоторые из которых совершенно не похожи друг на друга. Чаще всего встречается в форме деревянного параллелепипеда, внутри которого натянуты струны, почти как у малого барабана. Звучание крайне разнообразное, в диапазоне от мягкого шороха до глубокого, глухого баса. Играют на кахоне руками, щётками и даже педалью для бас-бочки. В 70-х годах кахон внезапно стал популярен во всём мире, благодаря великому гитаристу Пако де Лусии, который стал использовать его в музыке фламенко.