Я играю на гитарах Fender (и рекомендую своим знакомым) совсем не от того, что они кажутся мне самыми лучшими на свете. Те же Parker в плане своего сумасшедшего дизайна и фантастического удобства нравятся мне намного больше. А если говорить о стратоподобных в целом, как о классе, то G&L Comanche кажутся более прогрессивными, нежели чем Fender American Deluxe. Но меня останавливает одна тревожная мысль: что я буду делать, если вдруг на Parker или G&L сломается тремоло? Оба этих гитарных бренда используют свои эксклюзивные тремоло-бриджи. Как, кстати, и Ibanez со своими уникальными версиями Floyd Rose.
Мне нравится Fender тем, что запчасти для него можно купить практически всегда и везде. Ведь не ломается только то, чем не пользуешься. А если что-то находится в постоянной работе, то рано или поздно оно “накроется”, как бы надежно оно не выглядело. Не могу не вспомнить, как у того же Кильдея из “Морального Кодекса” как-то раз сломался рычаг на страте – дернул он его посильнее и в том месте, где рычаг “входит” в бридж он просто отломился, словно ветка от дерева. Было это прям на концерте. Но, слава Богу, это был Fender – детали к нему продаются на каждом углу.
Когда у меня в руках Fender, то я спокоен в том плане, что любую поломку можно устранить. И дело даже не в “родных фендеровских” деталях. Гитарные магазины по большей части, увы, не могут “держать” полный набор запчастей для того или иного бренда. А вот универсальные, подходящие для большинства гитар – это запросто.
Если говорить о “железе”, то чаще всего ломается то, чего вы чаще трогаете, то есть используете – а это колки и тремоло. Я никогда не слышал, чтобы кто-то повредил металлическую крышку на датчик или панель для гнезда, куда втыкается кабель. А вот колки и тремоло-бридж – запросто. У меня, как владельца полутора десятка фендеров, такое тоже случается и обычно в такие моменты я покупаю себе Schaller. Про колки я уже писал и теперь остановлюсь на “шалеровских” тремоло.
Причина, по которой я их иногда покупаю для своих стратов и рекомендую своим знакомым для “флойдроузных” инструментов – это не только “шалеровская геометрия”, благодаря которой
тремоло Schaller идеально “встают на место”. Как ни банально говорить об этом, но есть такое понятие как “качество”. Мы встречаем это слово постоянно в рекламе тех или иных продуктов. И мы научились его не замечать – оно стало для нас невидимым. Никто никогда не задумывается о качестве.
При этом самое смешное, это когда гитаристы всех мастей (вместо игры) с утра до вечера обсуждают качество древесины, и мало кто из них задумывается о качестве металлических частей. А ведь это не менее важная часть инструментов, чем все остальное.
Во-первых, речь идет о звуке. Ведь помимо древесины и звукоснимателей, на саунд вашей гитары будет влиять еще и “железо”. Попробуйте как-нибудь по очереди поставить на одну и ту же гитару “азиатский флойд” и потом Schaller. И перед вам откроется новый удивительный мир. Струны резонируют и взаимодействуют абсолютно со всей гитарой, включая ее бридж. Поэтому Schaller будет “звучать” ощутимо лучше.
Во-вторых, даже если вы не будете играть на гитаре, рано или поздно она по-любому расстроится. Настройка флойда – это не самая приятная на свете вещь. Хуже этого только поход к стоматологу. Истина в том, что флойды от Schaller держат строй получше разного рода “дешевой Азии”. Это достаточно простая вещь, примерно, как факт, когда более дорогое пиво почему-то вкуснее дешевого.
А если говорить о “стратовских” тремоло от Schaller, то там есть одна потрясающая штука – как глупо, что Fender изначально не ставит на свои гитары такие вещи. Речь идет о роликовых седлах. Маленькое колесико, которое обеспечивает идеальный контакт со струной. Все это способствует меньшим проблемам со строем и плюс струны раз в десять реже рвутся, когда вы дергаете рычагом и делаете пальцевые бенды. Fender ставят роликовые верхние порожки LSR на свои American Deluxe, куда еще и прикручивают локовые колки от того же Schaller – в этой связи вопрос: сколько должно пройти лет чтобы они дошли до роликовых седел?
То же самое можно сказать и про “лесполовские” бриджи. Даже если на вашем Les Paul нет Bigsby роликовый бридж ему совсем не помешает. А уж если стоит Bigsby, то он там просто обязан быть. Слава Богу, до Gibson это, наконец-то, дошло, поэтому в 2011 году две модели c Bigsby из их каталога – Les Paul Florentine Bigsby и Les Paul Traditional Bigsby обладают не традиционным Tune’o Matic, а нормальным прогрессивным Schaller Roller. Если же вам не повезло купить гитару с таким бриджем (как мой Gibsom Blueshawk Bigsby1997 года), то вам нужно пойти и купить его – он стоит сущие гроши по гибсоновским меркам, инсталлируется за секунду без применения каких-либо инструментов.
Кстати, если вы играете на Gibson в пониженных строях, то я тоже рекомендовал бы обзавестись подобным бриджем. Все дело в том, что для низких строев наверняка вы используете самые толстые струны, что бывают в магазинах. И поэтому необходимо перестраивать мензуру – не всегда для этого хватит обычного гибсоновского бриджа. В шаллеровском Roller более широкая зона регулировки мензуры. И плюс ролики избавят вас от проблем со строем и обрывами на любой “гибсоноподобной” гитаре.
Но отложим в сторону лесполы и вернемся к разговорам о качестве тремоло. В-третьих, под ним я понимаю такой параметр как прочность. Кто из нас не слышал всех этих ужасов про “порошковые металлы”, детали из которых ломаются также легко как шоколадные баточник? Седла и ножи могут стираться, пружины растягиваться, рычаги гнуться, покрытие облезать, опорные втулки отваливаться – набор ужасов, которые могут случится в эпизодах с дешевыми тремоло достаточно разнообразен.
Как-то раз я был свидетелем потрясающей картины. В не особо сильный мороз (примерно -15’C) человек прошелся полчаса по улице с гитарой в мягком чехле за спиной. Гитаре ничего не было, а на его “дешевом” флойде появилась трещина. Ну и, конечно, в наше время, когда звезды гитаризма напридумывали столько всяких разных крутых трюков, флойды запросто выходят из строя, при попытке их повторения непрофессионалами. Дабы обезопасить себя от таких неприятных эпизодов, я бы рекомендовал купить Schaller и перестать беспокоиться.
В пользу Schaller говорит и тот факт, что они поставляют свое “железо” для кучи самых известных гитарных контор, среди которых Fender, Gibson, PRS, Jackson, Godin, Suhr, ESP, Taylor, Martin, Gretsch и много других самых известных брендов. Наверное, они все это делают не просто так, а с каким-то великим серьезным умыслом.
Экономия – это очень классная вещь. Следуя ей, можно сохранить очень много средств, если вообще не покупать электрогитару, усилитель и все остальное. Но если уж вы решились на приобретение гитары, то, как мне кажется, экономить на нормальном тремоло-бридже – это последнее дело, примерно как, беря в жены красивую девушку, пытаться купить ей самое дешевое обручальное кольцо. И даже хуже, поскольку кольцо – это всего лишь символ, а вот тремоло – это рабочий механизм, служащий конкретным музыкальным целям.
Но с другой стороны, каким бы ужасным не выглядело стремление сэкономить на кольце для жены, какой смысл экономить еще и на себе любимом? Наоборот, деньги оставшиеся после покупки не самого дорого кольца, можно тайком потратить на шалеровские колки и тремоло. Вряд ли жена будет такой продвинутой, что сумеет “на глаз” заметить новое “железо” на гитаре. Таким образом, и волки сыты, и овцы сыты. Я всегда так делаю. И благодарю Бога за то, что жена не читает моих гитарных статей. Надеюсь, твоя тоже.
POP-MUSIC.RU: Благодарим Сергея за статью. И в свою очередь, предлагаем ознакомиться с “шаллеровскими” тремоло.