8 (812) 677-09-59 930-85-94 966-02-01 Обратный звонок
/ USB-интерфейс ROLAND Octa-Capture
Компания Roland провела серьезную работу в отношении звуковых интерфейсов. Японский производитель перезапустил всю продуктовую линейку интерфейсов, вернув их под основной бренд. Если ранее было заметно направление компьютерной звукозаписи под маркой Edirol, затем Cakewalk, то сейчас все интерфейсы называются Roland. Причем это не только смена названия, но и полное обновление продуктов и их начинки.
octa-capture_l.jpg
 
octa-capture_rear_l.jpg 
 
Интерфейс Roland Octa-Capture, так же именуемый UA1010, чем-то напоминает предшественника, UA-101. Общего у них — шина USB2.0, 10-каналов на вход/выход, а также крепкий, полностью металлический корпус. Но больше различий. Ранние интерфейсы Edirol отличались максимумом аппаратных переключателей на корпусе и минимальными программными настройками. Главное отличие Octa-Capture — восемь микрофонных входов, а не два, внутренний DSP с обработкой и возможностью получения сабмиксов. А поканальная регулировка и все параметры вынесены на ЖК-дисплей на передней панели. Интерфейс стал больше похож на устройства MOTU. Это уже другой класс оборудования, так как Octa-Capture — это не просто интерфейс записи к ноутбуку, а полноценное профессиональное устройство, с возможностью автономной работы и масштабирования. Количество входов Octa-Capture можно удвоить ещё одним таким же интерфейсом, работающим в паре. Также возможна совместная работа с интерфейсами Roland с технологией VS Streaming, например V-Studio 700 или V-Studio 100.
 
Но в первую очередь интерфейс подойдет для потрековой записи фонограмм небольших коллективов, где есть потребность записать отдельно барабаны, гитару, вокал. Первые два входа интерфейса имеют переключатель Hi-Z.

Конечно, от нововведений возросла и цена устройства. Однако какие есть конкуренты такого ценового уровня? Большинство интерфейсов в этой категории имеют только два микрофонных преампа. Самый близкие соперники — FireWire-интерфейсы M-Audio ProFire 2626 и Saffire Pro 40, оба с восемью микрофонными преампами и приблизительно равной цены. Roland имеет огромное преимущество в виде наличия шины USB 2.0, а не FireWire.

Интерфейс FireWire — очень проблемный и ненадежный, особенно при работе с ноутбуками платформы PC, где он встречается редко, а если даже установлен, то «для галочки», на чипсетах Ricoh или VIA, с хлипким 4-контактным разъемом. В итоге устройство самопроизвольно пропадает из-за аппаратной несовместимости, и это не решить никакими настройками драйверов или ОС. В последнее время существует тенденция отказа производителей интерфейсов от FireWire в пользу «бесплатной», более стабильной и более распространенной шины USB 2.0, а также новых перспективных скоростных шин.

Компания Roland выпустила специальный документ Technology Overview с обзором технологий, применённых в Octa-Capture.

Восемь каналов с микрофонными предусилителями VS, такими же, как и в старшем DAW-устройстве V-Studio 700. Схемотехника в классе А, EIN-эквивалентный уровень шумов составляет 123 дБ.

Производитель говорит о минимизации аналоговых цепей для снижения наводок и искажений. В обычном случае усиление входов производится аналоговым способом. В Octa-Capture аналоговое усиление производится с цифровым управлением, поэтому путь сигнала становится короче и в сигнале меньше наводок. Кроме того, уровень сигнала измеряется в цифре, поэтому точность пикметров выше, а протяженность аналоговых цепей до АЦП минимальна, а цифровому сигналу наводки уже не грозят. Конечно, это не специальное изобретение Roland, а штатная особенность преобразователей AKM AK4620B. Отлаженная цепь внутри микросхемы преобразователя с гарантированными параметрами действительно предпочтительнее разводки внешних дорожек.

 
Цепи питания цифровой и аналоговой частей полностью разделены, фантомное питание +48 В также подаётся отдельно. Печатные платы с цифровой и аналоговой начинкой отделены друг от друга. Микрофонные преампы также вынесены отдельно. Это позволяет снизить шумы и проникновение каналов.

Преобразователи AKM AK4620 пришли на смену недорогим популярным в прошлом AK4524/4528. Параметры качества существенно выросли, особенно в дифференциальном включении, так что эти I2S-кодеки не гнушаются использовать такие производители, как ECHO и RME. Обновление начинки в Octa-Capture — это шаг вперёд для Roland.

При частотах 44, 48, 96 кГц количество каналов на запись/воспроизведение составляет: 12/10. При частоте 192 кГц есть ряд ограничений: конфигурация запись/воспроизведение 4/4, работают только входы 1-4, не работает ревербератор, невозможна работа двух устройств в связке. С учетом того, что режим 192 кГц не даст ощутимых преимуществ, эти ограничения нельзя считать серьёзным недостатком. Как и в прошлых интерфейсах, для смены частоты дискретизации устройство придётся перезагрузить. Такая ситуация является типичной и для интерфейсов других производителей. Поэтому обычно выбирают режим 44 кГц и работают с ним.

Внутренний DSP Analog Devices Blackfin. Частота 600 МГц, разрядность ALU 40 бит. Процессор позволяет создавать сабмиксы и выводить их на пары аналоговых выходов. Также на каждом канале имеются эффекты: фильтр бубнения (low cut), компрессор с настройкой, инверсия фазы. Ревер с ограниченной настройкой, посыл на каждом канале.

Подведём итог по начинке. Технические параметры качества и реализация — на современном уровне и не уступают основным конкурентам. Хотелось бы ещё лучшего, но это потребует адекватного существенного повышения качества включаемых в интерфейс микрофонов и мониторов, что приведет к ещё большим затратам на обустройство студии. Это довод в пользу более сбалансированных конфигураций оборудования, особенно в случе большого числа каналов.

Так как в Octa-Capture больше нет аналоговых элементов — всё управление и индикация сосредоточены на экранчике. В других интерфейсах обычно имеется поканальная индикация уровней на светодиодах. Здесь такого нет. Таким образом, в ущерб удобству достигнута компактность интерфейса. Компромиссы неизбежны, и каждый решает сам для себя, что ему больше нужно. Рековое устройство имеет большие габариты и позволяет разместить поканальные регуляторы уровней, но совсем не подходит для мобильного использования. И наоборот.

Интерфейс имеет драйвера для Windows XP, Vista, Windows 7, Mac OS X.

 
Функциональность устройства — выше всяких похвал. Это прорыв для интерфейсов Roland. Комбинированные XLR/TRS-разъемы позволяют подключить восемь микрофонов. Внутренний DSP позволяет гибко настраивать конфигурацию, накладывать эффекты, работая автономно. Это сразу расширяет сферу применения интерфейса. Roland Octa-Capture — самодостаточное, законченное устройство для мобильной и студийной потрековой звукозаписи

spb-music.ru